Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются.
В процессе развития способностей к конструированию у ребенка активизируются
мыслительные процессы, появляется интерес к творческому решению поставленных задач,
самостоятельности и изобретательности, стремление к поиску нового, оригинального,
проявляется инициативность, а значит, конструктор способствует развитию одаренности.
Дети сами создают модели в разных видах
деятельности, в том числе в конструировании, рисовании, сюжетно-ролевых играх.
Если деятельность дошкольника находится в зоне оптимальной трудности, то есть на
пределе возможностей, то она развивает его способности, максимально используя зону
потенциального развития.
Деятельность, которая находится в рамках, не достигающих оптимальной зоны
трудностей, гораздо меньше развивает способности ребенка. Если конструирование очень
простое для ребенка, то оно всего лишь реализует, использует те способности ребенка, которые у
него уже есть; если задание слишком сложное, практически невыполнимое для ребенка, то это
тоже не формирует новые умения и навыки.
Поэтому необходимо поддерживать интерес ребенка к конструированию с помощью
мотивации, что превращает цель деятельности в актуальную потребность.
Развитие одаренности детей с помощью LEGO
Основной фактор развития одаренности путем использования LEGO - это, конечно, само
по себе конструирование, при помощи которого дети учатся выбирать подходящие детали,
создавать модели, они узнают много нового.
Воспитательная и развивающая деятельность с конструкторами LEGO способствует
развитию пространственного мышления, поскольку объемное конструирование гораздо сложнее
выкладывания моделей на плоскости. Ребенок при этом уделяет внимание не только общему
виду создаваемой конструкции, но и каждой ее детали.
Наряду с этим, дети знакомятся с пространственными показателями: симметричность и
асимметричность.
Дошкольники в процессе этой деятельности развивают математические способности,
когда пересчитывают детали, крепления на пластине или блоке, когда вычисляют нужное
количество деталей и их длину.
Также легоконструирование положительно влияет на развитие речи: дети задают вопросы
взрослым о разных объектах и явлениях. Это развивает навыки коммуникации.
Одна из главных целей легоконструирования - научить детей работать вместе и
эффективно. Ведь сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, а также
интерактивное взаимодействие востребовано как никогда раньше.
Во время групповой работы дети не просто общаются, они обмениваются советами, как
закрепить детали, обмениваются деталями, а также могут объединить свои модели для создания
общей масштабной конструкции.
Важно организовать условия, в которых участники могли бы совместно решать проблемы,
общаясь и советуясь друг с другом, а также учиться на ошибках.
Перед началом занятия идет обсуждение того, что именно сейчас будет моделироваться,
какое значение имеет та или другая конструкция, может ли она быть помощником человека. У
дошкольников при этом происходит развитие социальных навыков: инициативность,
самостоятельность, взаимопонимание, которые так необходимы при взаимодействии с другими
детьми.
Еще одним важным направлением развития одаренности детей в ДОУ является
формирование и развитие художественно-эстетических навыков. Эта цель также легко может
быть достигнута в легоконструировании при оформлении и преобразовании готовых моделей,
когда для формирования окончательного образа уже используется не только конструктор, но и
бумага, карандаши, картон, а также другие материалы.
Итак, легоконструирование и робототехника - это прекрасная возможность для внедрения
информационных технологий в образовательный процесс в ДОУ. Это поможет дошкольнику
овладеть элементами компьютерной грамотности, навыками и умениями работы с современными
техническими средствами.
Дети развиваются всесторонне в непринужденной обстановке, у них возникает
познавательный интерес, наблюдательность, креативность, что способствует развитию задатков
одаренности.